Валюта:
Вход
+7 495 380-36-89 (Москва) +7 812 766-43-44 (Санкт-Петербург)
conference.property

Аналитика

14.01.2008

Столицы стран «Большой восьмерки»

Это относится и к городскому планированию, и к административной составляющей. В данной статье разговор пойдет о социальной и административной структурах столиц G8.

Особенности городского строительства
Возраст и исторические события определили внешний вид столиц государств «Большой восьмерки». Прогуливаясь по их улицам, словно листаешь учебник истории, узнавая их прошлое, понимая настоящее и угадывая будущее.
 
Париж — город, который, сохраняя свое историческое лицо, полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня. Его облик сформировался в результате серьезной перепланировки, произошедшей в середине XIX века. Лабиринты узких темных улиц с деревянными домами не соответствовали запросам индустриально развитого города, важной культурной и политической столицы мира. Архитектор Барон Хусман стер с карты целые кварталы, освобождая место для широких авеню с каменными домами, для больших площадей и парков. Транспортную систему организовали в виде кольцевых дорог, соединяющих разбегающиеся во все стороны радиальные ответвления. Кроме того, в те годы введены строгие правила строительства, ограничивающие высотность домов и запрещающие сужение улиц. Многие здания, стремясь застраховать от сноса, внесли в реестр охраняемых государством исторических памятников. В 1970 году начался процесс деиндустриализации Парижа, который неоднозначно сказался на его социальном климате. Промышленные предприятия, в первую очередь из восточных районов, вынесли за пределы города, и жители рабочих кварталов поспешили переехать в западные и южные пригороды. В результате восток Парижа быстро потерял свою привлекательность и превратился в своеобразное гетто иммигрантов. Углубляющаяся социальная пропасть между ним и богатыми столичными районами, где средний доход граждан является одним из высочайших в Европе, стала причиной постоянных кризисов, вылившихся в печально известные противостояния 2005–2007 годов. Это заставило власти пересмотреть социальную политику и разработать иную схему городского планирования, сделав акценты на улучшение условий жизни в ближних и дальних пригородах.

Богатая история Лондона и бережное отношение к культурному наследию без отказа от современной импровизации позволили создать удивительный архитектурный ансамбль. Здесь чрезвычайно гармоничным кажется соседство ультрановых зданий с классическими завитками и колоннами Викторианской эпохи. Город успешно воплощает в жизнь концепцию специализации районов: деловые Сити и Канари-Ворф с их словно пришедшими из других миров высотками, историческая часть, где расположены главные органы управления и основные достопримечательности, театральная и шопинговая Мекка — Вест-Энд, популярный среди очень зажиточных горожан район для проживания Вест-Лондон, индустриальная восточная часть. Постоянный рост населения британской столицы ставит местные власти в сложное положение. С одной стороны, необходимо возводить жилье, а с другой — невозможно расширять границы города, так как важно сохранить сельскохозяйственные угодья и места отдыха англичан. Альтернативой оказалось увеличение этажности зданий (в первую очередь в бизнес-кварталах) и активное развитие пригородов.

Рим во многом уникален. Во-первых, это единственный город, в сердце которого находится целое государство — Ватикан. Во-вторых, он один из самых ярких мировых архитектурных шедевров, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Рим взял лучшее из градостроительных традиций Афин, Иерусалима, Александрии, примененных с имперским размахом. Его театры, форумы, грандиозные соборы, фантастически красивые фонтаны и парковые ансамбли стали примером для подражания, классическим вариантом обустройства мировой столицы. А благодаря тому что Рим практически не пострадал во время Второй мировой войны, мы можем сегодня любоваться его богатством. Единственное, что усложняет задачу, — некоторая запутанность «города семи холмов». Желая попасть в нужное место, придется долго бродить по узким улочкам. Во многом ответственность за это лежит на плечах богатых римлян, живших во времена Республики. Они спонсировали строительство важных государственных зданий, возводимых без общего плана. В 1950–1960-х годах город раздвинул границы за счет новых современных районов. Их облик не нарушает архитектурную гармонию Рима: фасады зданий и окна выдержаны в романском стиле. Густонаселенность и невозможность расширения дорог привела к введению в 1989 году ограничения на въезд транспорта в центральный район. Проблема отчасти решена с помощью объездной кольцевой дороги (аналог МКАД), соединяющей построенные еще древними римлянами основные городские артерии.

Берлин, по-видимому, самая эклектичная европейская столица. Каждый ее правитель, каждый политический строй стремились преобразить город, подчинив его своим целям. В эпоху Просвещения и во время Германской империи XIX века Берлин украсили многочисленные замки, дворцы, парковые ансамбли. Однако классической красоте скоро пришлось потесниться, освобождая место для новых строений и промышленных комплексов Веймарской республики. В это время улучшилась инфраструктура, появилась первая в мире скоростная трасса. Но, конечно, никакие преобразования не сравнятся с изменениями, привнесенными в облик города Второй мировой войной. После массированных бомбардировок Берлин нужно было отстраивать практически заново. Даже те немногие здания, что пережили войну, в 1950–1960-х годах принесены в жертву новому градостроительному плану. Проблема жилья оказалась наиболее острой, поэтому на расчищенных территориях появились районы с типовыми домами. Так что теперь среди современных жилых зданий и бизнес-центров встречаются лишь редкие вкрапления старых сооружений.

Москва чем-то схожа с Берлином, ведь каждая страница истории государства накладывала свой отпечаток на городское строительство. Практически разрушенной во время Отечественной войны 1812 года российской столице тоже пришлось начинать все с начала. В конце XIX столетия только 5 % жилого массива состояло из каменных домов, причем высота большей части из них не превышала двух этажей. К расцвету промышленной революции все чаще воздвигали шести- и семиуровневые здания, но это не переломило существующей тенденции к малоэтажной застройке, что привело к серьезной проблеме перенаселенности. Не успевая за ростом числа жителей, Москва постоянно расширяла свои границы. Последовавшие за тем исторические события вылились в пять этапов (начиная с послереволюционного) архитектурного развития города. В настоящее время при разработке генеральной программы строительства учитывают самобытность архитектурного наследия и делают все возможное для его сохранения. В дополнение к этому город решает проблемы оптимизации пространственной структуры, развития исторического центра, реорганизации транспортной, промышленной, инженерной инфраструктур и улучшения экологии.

Перепланировку центрального Токио провели в 1900 году, когда он был уже густонаселенным городом. Главной идеей стало организовать пространство так, чтобы избежать наличия единого центра, куда стекаются все людские потоки. Город с населением свыше 12 млн человек, которое ежедневно в разы увеличивается за счет жителей близлежащих регионов, с такой нагрузкой не справился бы. Решили разделить Токио на несколько основных районов, расположенных вокруг ключевых станций метро, чтобы люди из дальних и ближних пригородов легко добирались утром до места работы в один из этих центров и возвращались вечером домой. И хотя сегодня японская столица славится скоростными магистралями, ставшими альтернативами привычной подземке, основной дизайн Токио остался без изменений. После окончания Второй мировой войны он быстро восстал из руин благодаря богатому опыту борьбы с землетрясениями и стремительно развивающейся экономике. Значительно возросшее число горожан спровоцировало расширение границ, так что пришлось уплотнять застройку, отдавая предпочтение высотным домам. Дабы впредь держать урбанизацию под контролем и сберечь редкие зеленые оазисы, потребовалось ввести четкие понятия города, пригородов и городов-сателлитов. Сегодня Токио — это выверенная административная структура с жесткими нормами градостроительства.

Молодые североамериканские столицы «Восьмерки» взяли все лучшее из практики городского планирования в Старом Свете. Приняв во внимание все минусы и поставив задачу достичь максимальной практичности, Оттаву и Вашингтон построили с математической скрупулезностью.
 
Так, внешний вид столицы США формировался под влиянием стиля барокко, который был принят в то время во многих европейских городах. Приглашенный в 1791 году французский архитектор Питер Чарльз Энфант так удачно решил поставленную перед ним задачу постройки города — государственного символа, что его проект дошел до наших дней практически без изменений. По форме Вашингтон напоминает алмаз, вставленный в оправу реки Потомак. Его гранями служат широкие авеню, которые расходятся от центральных перекрестков и являются своеобразными указателями расположения основных государственных строений, монументов. Улицы расчерчены как по линейке на небольшие квадраты, и кажется, будто на город набросили рыболовную сеть. Такая планировка вкупе с малоэтажной застройкой делает Вашингтон очень светлым, просторным и удобным.
 
Когда Оттаву выбрали главным городом страны, она не отличалась сколько-нибудь интересными архитектурными решениями, а больше напоминала провинциальный центр с преимущественно одноэтажными домами и хаотичной застройкой. Но статусу необходимо соответствовать, и в начале XX века внешний вид столицы начал кардинально меняться. При разработке генерального плана развития города помимо местных архитекторов привлекли, как и в США, французских специалистов. Улицы благоустроили, кроме того, появились величественные здания государственных сооружений и другие крупные архитектурные комплексы. Здесь так же, как в Вашингтоне, императивом стала линейная система улиц с большим количеством перекрестков (что, кстати, облегчает жизнь автолюбителям). С каждым годом город выглядит все красивее. Причем в этом есть заслуга и местных органов власти, и жителей канадской столицы. В рамках проекта «Оттава в 2020 году» каждый может обратиться в муниципалитет с предложением по улучшению инфраструктуры, транспортного сообщения, строительства. Если все получится, Оттава превратится в один из самых симпатичных североамериканских городов. Признавая это, ЮНЕСКО включила территорию по берегам канала Оттавы в Список Всемирного наследия.

Прочь из столицы…
В каждой столице государств «Большой восьмерки» прослеживается тенденция оттока жителей за пределы города в поисках лучших условий жизни. Удорожание земли и наличие ограничений при застройке делают нереальным удовлетворение высокого спроса на дома и квартиры. Становится нормой переезд из шумных, экологически проблематичных и супердорогих столиц в тихие пригороды — люди выбирают самые оптимальные варианты недвижимости и спокойный стиль жизни. Хорошо развитая транспортная сеть, связывающая столицы большинства государств с соседними населенными пунктами, позволяет без особых проблем добираться до места работы.
 
Считается, что в Лондоне пятая часть всего занятого населения проживают за городом. Ближайшая к нему область уже застроена, и цены на жилье здесь подбираются к лондонским. Но покупатели готовы приобретать его и в более удаленных и потому более дешевых районах. Миграция идет в двух направлениях: молодежь старается попасть в столицу, тогда как семьи с детьми перебираются подальше от центра.
 
Париж ко всему прочему страдает от процесса, как его называют французы, «музеефикации», когда незыблемые правила сохранения внешнего вида города не позволяют возводить дома. Многие вынуждены покинуть столицу из-за превращения жилых зданий в коммерческие объекты и разделения районов по расовому и национальному признаку. Вопрос стоимости также немаловажен. Из-за высокой арендной платы и цены на жилье в центре и на фешенебельных западных окраинах проживают только зажиточные люди. Остальным (а по неофициальным данным это половина населения мегаполиса) приходится обосновываться за чертой Парижа.
 
В Берлине иная ситуация. Хотя, как и в других крупных городах, многие (в первую очередь семьи) переезжают из центра в пригороды, власти делают все возможное, чтобы держать ситуацию под контролем. Ежедневное перемещение больших людских потоков способно вызвать коллапс транспортной системы и тем самым ухудшить экологическую обстановку. Здесь в основном происходит миграция внутри города. Негласное деление районов по материальному и национальному признакам определяет выбор места проживания.
 
Нельзя сказать, что в Москве принята четкая классификация районов города по социальному статусу горожан. Однако ценовая революция на рынке недвижимости последних лет естественным образом поделила российскую столицу на фешенебельные зоны, расположенные в самом центре, возле станций метро и зеленых оазисов, и менее престижные окраинные и промышленные территории. Многие москвичи готовы переехать в область (там действительно чище и спокойнее), но критическая транспортная ситуация удерживает многих от приобретения более дешевой и комфортной подмосковной недвижимости.
 
В Риме главными причинами оттока населения были признаны ухудшившиеся условия жизни: плохая экология и постоянные пробки на дорогах. Однако активное экономическое и культурное развитие столицы Италии и ее транспортных сетей повернули эту негативную тенденцию вспять.
 
Токио, предвидя появление проблемы перенаселения, сформировал децентрализованную систему пригородов и «спальных городов». Властям приходится лишь улучшать их социальное и культурное обеспечение, развивать промышленную сферу, чтобы отдельные люди работали по месту жительства. В последнее время идут дебаты по поводу возможности делегирования некоторых национальных управленческих функций другим регионам Японии для сдерживания дальнейшего увеличения населения столицы.
 
Численность жителей Вашингтона в рабочие дни возрастает на 72 % (это второй показатель в США после Нью-Йорка). Многие горожане с удовольствием отказались бы от ежедневного путешествия в столицу, правда, постоянно дорожающие дома и квартиры не оставляют большинству других вариантов.
 
Усиление роли столицы любого государства приводит к радикальным изменениям в жизни и облике города. Сталкиваясь с похожими проблемами, каждая из столиц «Группы восьми» находит свой, возможно единственно верный подход к их решению.



Похожие материалы


Специальные предложения


conference.property
nedvizhimost-slovenia.ru