Недвижимость Латвии: продавцы продают, а покупатели?
Редкий столичный объект коммерческой недвижимости Латвии способен принести более 10% годовой прибыли — как минимум столько запрашивают западные пенсионные и инвестиционные фонды.
Аутотренинг не помог
В 2002-2008 годах Рига переживала настоящий бум строительства новых торговых и офисных центров. Даже когда жилой рынок уже испытывал проблемы, девелоперы этих объектов продолжали пребывать в состоянии оптимистических ожиданий. Общественность «кормили» многочисленными таблицами и статистическими данными, доказывающими, что коммерческую недвижимость в Риге, если сравнивать ее с передовыми европейскими городами, по-прежнему не хватает новых магазинов и бюро. Вот только весь этот аутотренинг не помог: волна кризиса накрыла и сегмент коммерческих площадей. Многие торговые и офисные комплексы, уже сданные в эксплуатацию на падающем рынке, так и не сумели найти клиентов даже на 50% своих площадей. Борьба за потенциальных арендаторов ужесточилась, и ставки пошли вниз: поток денег, получаемых владельцами комплексов, оказался значительно меньше планируемого. А учитывая то, что подавляющая часть девелоперов развивала свои проекты на заемные средства, это породило проблемы с погашением ежемесячных платежей. Именно эти трудности, наравне с отсутствием ясности в перспективах развития рынка, и стали одной из основных причин, мотивирующих владельцев выставлять на продажу торговые и офисные комплексы, возведенные в «тучные» годы.
Вот такие варианты
По информации
Без точек соприкосновения
«Сегодня действительно имеется довольно большое количество предложений о продаже столичных офисных и торговых центров. Есть и интерес со стороны покупателей. Вот только, несмотря на все это, говорить о значительном количестве классических доходных сделок не приходится: покупателям и продавцам никак не удается одинаково восспринимать одни и те же цифры на своих калькуляторах,
Проблема в том, что, по мнению большинства потенциальных инвесторов, цена на предлагаемую им рижскую коммерческую недвижимость слишком высока. Иностранцы желают получить цену кризиса. Однако собственники торговых и коммерческих центров, которые сумели уберечь свои комплексы от претензий со стороны банков-кредиторов в 2008-2010 годах, отдавать себе в убыток ничего не будут. В то же время финансовые учреждения, которые все-таки переняли комплексы должников на свой баланс, самые привлекательные из них на продажу не выставляют.
Всех потенциальных покупателей, которые интересуются латвийской коммерческой недвижимостью можно разделить на две основные группы: это частные и институциональные инвесторы. Среди первых доминируют покупатели из России и ряда других стран СНГ. Многие маклеры характеризуют их так: это состоятельные господа, которые получают удовольствие от самого процесса покупки объекта в стране — члене Европейского Союза. Поэтому усиленно торгуются. Они предлагают очень низкие цены, выискивая тех, кто не справляется с кредитными обязательствами или готов отступить под финансовым давлением.
Скандинавские и немецкие покупатели — это институциональные инвесторы. Чаще всего они представлены инвестиционными и пенсионными фондами. Их подход к латвийскому рынку носит чисто математический характер. Всегда имеется минимальная годовая норма прибыли, которую они желают получать. В последние время она редко опускается ниже 10%. И если, разделив стоимость объекта на суммарную ежегодную арендную плату (за минусом расходов на содержание и обслуживание), они не получают эти самые 10%, то при отказе собственника скинуть запрашиваемую цену теряют интерес к объекту.
«Сделки, которые происходят на рынке коммерческой недвижимости, не сильно различаются по тому, офисный или коммерческий центр продается. Получить желаемую норму прибыли нынче нереально: арендные ставки за последние годы упали на 50-60% плюс многие здания стоят полупустыми. Показатель доходности комплексов и тот поток денег, который они могут обеспечивать при нынешних арендных условиях, — необъективный. Ориентироваться на прибыльность не имеет смысла. Инвесторам остается смотреть только на цену квадратного метра. И если она низкая, то они соглашаются брать объект. По такой схеме могут позволить себе работать в основном лишь покупатели из России, которые еще три года назад почти не присутствовали на нашем рынке. Кроме них активность проявляют предприниматели, которые уже занимаются бизнесом в нашей стране, как-то освоились в ней и имеют свое представление о происходящих в экономике процессах»,
Как отмечают наши собеседники, тот редкий покупатель, который нынче присутствует на рынке новых офисных и торговых комплексов, берет их со спекулятивной целью. На десятилетие никто не рассчитывает. Максимум на пару-тройку лет, в течение которых они постараются максимально заполнить объект арендаторами, дождаться роста ставок и уже после этого, имея возможность показать хороший поток денег, перепродать. К тому времени, возможно, и западные покупатели перестанут относиться к рынку Латвии столь настороженно, как сейчас. А значит, перестанут закладывать в запрашиваемую ими сумму нормы прибыли проценты на риск.
Мнения
Айя Аболиня, член правления компании Ober-Haus: «Тех, кто обращается к нам, в первую очередь интересуют торговые площади в центре Риги. Хороший потенциал для продажи имеют также комплексы в столичных микрорайонах, в которых более 80% площадей занимают якорные арендаторы. Покупатели хотят уже в первое время получать не менее 8-10% годовой прибыли, в зависимости от того, какой именно объект они приобретают и в каком месте он располагается. В их понимании в дальнейшем вместе с ростом ставок отдача должна будет увеличиться».
Игорь Терехов, специалист по инвестициям в коммерческую недвижимость компании Latio: «Имеющийся интерес к новым столичным торговым и офисным проектам можно сравнить с докризисным уровнем, но выраженная в сделках продуктивность от этого намного меньше. Стороны используют разные методы и механизмы для проведения калькуляций и могут сойтись в цене, ведь если ориентироваться на цену покупателя, то продавец не получит «своего». Собственники хотят не только рассчитаться с кредиторами, но и отложить себе что-то «на пенсию». Запросы на покупку приходят даже от пенсионных фондов из Швейцарии и Финляндии. Они готовы вкладывать, но не рискуют пробовать себя в роли предсказателей. Выбор конкретной отрасли экономики и сегмента коммерческой недвижимости, который первым пойдет вверх, — это их главная проблема и задача. Если будет расти розничная торговля, есть смысл покупать торговые центры. Если начнет активно просыпаться бизнес — то офисные комплексы. Если будет прибавлять производство, то стоит вкладывать в индустриальные центры. Пока дать точный прогноз, основываясь на макроэкономических показателях развития и имеющейся статистике, из сторонних экспертов могут немногие. А потому западные инвесторы, которые хотели бы войти в Латвию, с легкой душой накидывают в свою норму прибыли еще пару страховочных процентов. В сумме получается отметка в районе 10% годовых. Но таких объектов в Риге, которые на сегодняшний день способны были бы обеспечить данный уровень прибыльность, почти нет, и в ближайшее время вряд ли они появятся в большом количестве».
Рекордные сделки
Последней крупнейшей на данный момент сделкой по продаже торгового центра остается зарегистрированная летом 2008 года смена владельца торгового центра
Абсолютный рекорд по цене, заплаченной за латвийскую коммерческую недвижимость, был зафиксирован в мае 2007 года:
Ответьте
на 10 вопросов
и мы отправим вам
- Ручную подборку самых выгодных предложений по вашим параметрам
- Гид покупателя зарубежной недвижимости
квартиры и апартаменты в Австрии
Подпишитесь на новостную рассылку Justreal.ru и мы будем присылать вам интересные материалы о жизни и недвижимости за рубежом.
Мы работаем с самыми сложными сделками
Проверка актуальности базы раз в 7 дней
Комиссия 0%
Оформление ВНЖ и гражданства под ключ
Мы с Вами до, во время и после сделки
Думаете о покупке недвижимости за рубежом?
Напишите ваши пожелания, оставьте контактные данные, и наш
менеджер свяжется с Вами в течение часа и сделает для Вас подборку 10 самых интересных предложений
- Кирилл Ступаченко
- Директор по развитию портала Justreal